История создания
«Джустино» («Юстин»), RV 717 — барочная опера Антонио Вивальди, написанная в 1724 году по либретто Николо Берегана. Произведение создано для карнавального сезона - 1724 в Риме и было представлено в Театре Капраника.
В июле 2018 года опера была представлена на Фестивале барочной оперы в Боне в исполнении Accademia Bizantina (дирижёр Оттавио Дантоне). В августе 2018 года полная костюмированная версия «Джустино» в постановке Деда Кристина Колонна (дирижёр Питер Списски, исполнители - возглавляемый им ансамбль барочной музыки Camerata Øresund) стала главным событием Фестиваля старинной музыки в Нестведе (Дания).
В 1723 году Вивальди в первый раз приезжает в Рим, где с триумфом ставит написанную по заказу Федерико Капраника оперу «Геракл на Термодонте» (итал. «Ercole sul Termodonte»). Её успех позволяет композитору провести остаток дней в Риме на званых обедах и приёмах, как он и поступает. На одном из них Вивальди знакомится с кардиналом Пьетро Оттобони, который ранее являлся покровителем Арканджело Корелли. Кардинал, заранее договорившийся с Капраника, заказывает новую оперу, и Вивальди, ответив согласием, возвращается в Венецию.
После долгих поисков подходящего либретто, Вивальди останавливается на «Джустино» Николо Берегана. Оформление оперы композитор поручает знакомым братьям Мауро, один из которых даже соглашается лично поехать с ним.
Уже по приезду в Рим у Вивальди возникают трудности с «Джустино». Оперу отклоняет цензура, нашедшая «некоторые утверждения, противоречащие "законам Природы и Божественного начала". Однако обнаружив, что либретто оказывается посвящено Фаустине Конти, племяннице папы римского, постановку всё же разрешают, и к открытию карнавального сезона 1724 года в театре Капраника состоится премьера.
Опера известна в двух версиях. Первая - оригинальная версия Антонио Вивальди - длится около 4,5 часов, вторая — сокращённая версия Алана Кёртиса, из которой были полностью убраны партия Андроника, некоторые речитативы и арии, и общая длительность которой составляет около 3 часов.
В общей сложности 22 музыкальных номера оперы были позаимствованы Вивальди из своих старых произведений.
Ария византийского император Анастасия (Анастасио), Vedrò con mio diletto, стала известным номером, исполняемым на концертах и записанным такими знаменитыми контратенорами, как Филипп Жаруски и Якуб Орлинский, а также контральто (в том числе, Соней Прина).